ГлавнаяРегистрацияВход МОУ "Намская СОШ №2" Среда, 20.09.2017, 00:21:22
  Приветствую Вас Гость | RSS

 
 Главная » 2009 » Август » 23 » Что нового в школьном расписании?
Что нового в школьном расписании?
15:00:38
Чем ближе 1 сентября, тем больше волнений. И не столько у учеников, сколько у их родителей. Пожалуй, никогда раньше тема образования, его модернизации так широко не обсуждалась на самых разных уровнях. И это уже пример того, что эта сфера волнует и государство, и педагогов, и нас, родителей. Что нового принесет этот учебный год? Какие предметы появятся в школьном расписании? Сегодня в качестве «экзаменуемого» выступает министр образования РС(Я), доктор педагогических наук Феодосия ГАБЫШЕВА.



– Начнем с главного. Сейчас горячо обсуждается вопрос о Федеральных государственных стандартах образования второго поколения. Что это? Кто их разрабатывает и зачем?
– Необходимость введения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС) продиктована потребностями личности, общества и государства, современными задачами экономического и социального развития страны. В ходе подготовки проектов стандарта, действительно, проведена многоплановая работа по обсуждению вариантов учебных планов для школ с русским (неродным) языком обучения, требований к результатам обучения и воспитания, впервые были подготовлены требования к условиям освоения программ.
Разработано три проекта федеральных государственных образовательных стандартов. Авторы первого проекта – группа ученых Российской академии образования, Российской академии наук (РАН). Второй предложила рабочая группа Института проблем образовательной политики «Эврика». Третий – от Института повышения квалификации «Институт развития регионального образования Свердловской области».
В новом стандарте уделяется значимая роль воспитанию. Это высшая цель образования. На это направлены усилия семьи и школы, взаимодействующих с ней органов государственной власти, общественных и религиозных организаций, политических партий, СМИ.
Стандарт исходит из приоритета личностного развития. Это значит, что система образования должна не только дать знания по предмету, как это было всегда, но и формировать личностные качества выпускника школы, отвечающие запросам нового российского общества.
Важной составной частью результатов образования должна стать готовность к самостоятельному пополнению знаний, к освоению новых видов деятельности. Поэтому на первый план сегодня выходит формирование общих учебных умений, которые дают возможность выпускникам обучаться в течение всей жизни.
– Что объединяет проекты?
– Подходы к структуре стандартов, конечно, общие. В них сохраняется внимательное отношение к здоровью детей. Максимальная учебная нагрузка в начальной школе не превышает 20 – 22 часа в неделю. Все три варианта предусматривают преподавание иностранного языка и информатики, расширяют возможности школы в сфере дополнительного образования, предъявляют высокие требования к педагогам начальной школы и нацелены на воспитание гражданственности и патриотизма у учеников. Кроме того, авторы уделили большое внимание развитию навыков самостоятельной работы у младших школьников и умению применять полученные знания на практике.
– В чем их отличия?
– В первом варианте (РАО) прописана возможность пятидневки или шестидневки, но для национальных школ и тех, где изучаются национальные языки, – однозначно 6 дней. Иностранный язык и информатика должны преподаваться со 2-го класса. Внеурочные занятия – 10 часов в неделю, из них 3 часа – физкультура. Уроки в 1-м классе – 35 минут, со 2-го по 4-й классы – 40-45 минут. В качестве компонентов учебного оборудования – игры и игрушки.
Начальные классы размещаются только на 1-2-м этажах, в продленке – спальни. Кроме того, указан также вес учебника – 300 г, вес ранца – не больше 700 г и так далее. Предусмотрен режим школы полного дня, в советское время это были группы продленного дня.
РАО считает, что главное – результаты обучения и воспитания, а все остальное им подчинено. Если мы планируем некий результат, то «под него» подбирается содержание образовательных программ и условия образовательного процесса в школах.
Вариант второй – проект стандарта, разработанный «Эврикой». Он предусматривает, в частности, что 5-й класс передается в начальную школу, а подростковая школа начинается с 6-го класса. У школы есть выбор: пятидневная учебная неделя или шестидневная. Если шестидневка, то в субботу – дополнительные образовательные программы. В учебном плане 80 процентов времени отводится на обязательную часть, 20 – на вариативную.
Младшие школьники должны уметь писать, в том числе на клавиатуре, записывать устные сообщения с цифровых носителей, расшифровывать записи, уметь пользоваться электронным словарем. Причем, в 1-м классе – не больше 4 уроков в день, со 2-го по 5-й классы – не больше 5. Классы разделены на учебную и игровую зоны.
Третий вариант (свердловской группы) также предусматривает возможность передачи 5-го класса в начальную школу. В учебном плане 60 процентов времени отводится на уроки, 30 – на внеаудиторные занятия, 10 – на общественно-полезную деятельность. В этом проекте содержатся и серьезные требования к библиотекам: книги, выпущенные не позднее 10 лет назад, на каждого ученика – 5-6 экземпляров дополнительной литературы.
Отрадно отметить, что в нашей республике была заложена основа для развития школьников за счет использования внеаудиторной нагрузки, то есть факультативов, кружков, проектной работы, практики. В 2005 году был принят базисный учебный план, где мы предусмотрели внеаудиторные занятия. Этот опыт использован в новом стандарте.
– Как проходит экспертиза Федеральных государственных образовательных стандартов и кто ее осуществляет?
– Наша республика приняла участие в обсуждении проектов ФГОС. Предложения и замечания, внесенные Министерством образовании РС(Я) в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей, членами Временного научно-исследовательского коллектива и экспертами Министерства образования РС(Я), в целом были учтены. В требованиях к условиям, к примеру, учтены особенности малокомплектных школ. По нашим предложениям появился четвертый вариант учебного плана, который учитывает особенности национальных школ с родным языком обучения и так далее.
Как министр и как эксперт в этой области я выступала с предложениями и замечаниями в Государственной Думе Российской Федерации, в Российской академии образования, Министерстве образования и науки России.
Педагоги-практики из городских и сельских школ, директора и завучи системы общего образования высказались в поддержку более подробного и приближенного к реалиям жизнедеятельности современной школы образовательного стандарта от РАО. Это комплексный стандарт, отражающий образовательный процесс, кадровое обеспечение школы, санитарные нормы их жизнедеятельности, финансово-административные вопросы, то есть всю школьную жизнь в целом. Неслучайно в разработке стандарта принимали участие не только ученые РАО, но и их коллеги из РАМН и Академии повышения квалификации, а для детей с ограниченными возможностями дорабатывается стандарт с участием специалистов в области коррекционной педагогики.
Нужно сказать, что в каждом варианте стандарта есть свои рациональные подходы. На федеральном уровне создан Совет, который рассмотрел все предложения из регионов и общественных организаций, представленные в виде экспертных заключений. За основу берутся стандарты, разработанные группой при Российской академии образования.
– Вы говорили об обязательных и необязательных занятиях. Как в стандарте РАО соблюдается баланс между ними?
– Стандарт РАО минимизирует обязательное, оставляет гораздо больше времени для занятий по выбору, чтобы учесть потребности и интересы каждого ребенка.
Без обязательных предметов обойтись нельзя, так как без них невозможно обеспечить единство образовательного пространства, обязательная часть помогает в разработке единых подходов к итоговой аттестации школьников, дает возможность создать единую систему требований к школьному учебнику по каждому предмету.
Увеличена вариативная часть, чтобы образование отвечало запросам и интересам учащихся и их родителей. Если в первых стандартах на старшей ступени школьного образования было до 50% вариативного образования, то теперь почти столько же перенесли и в начальную школу. В каждом классе примерно по 10 часов в неделю отведено на внеурочную деятельность. «Легализация» внеурочной деятельности в базисном учебном плане — это гарантия того, что учитель получит оплату за эту работу. Самое главное то, что школа получает возможность составить индивидуальные планы обучения и воспитания каждого ребенка.
– Вы говорите о личностной оценке. Возможно ли это?
– Стандарт и система оценивания применимы не только для итоговой аттестации самого ученика, но и в качестве средства оценки системы образования на всех уровнях. В нынешних условиях мы можем оценить только предметные достижения и образовательные результаты школьника. А личностные результаты, скажем, патриотизм, гражданская сознательность, индивидуальной оценке не подлежат. Это можно сделать только через социологические обследования учащихся в регионе или по всей федерации в целом. Персонифицированная оценка здесь невозможна.
– Как будет осуществляться переход на новый стандарт и чем он будет обеспечен?
– Что касается обеспечения учебной литературой, то российские издательства выпускают учебно-методические комплекты, которые полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения для начальной школы. Многие традиционные комплекты обновлены в соответствии с концепцией стандартов.
В нашей республике такая подготовительная работа также проведена. Институтом национальных школ разработаны и апробированы в 1 классе комплекты учебников по региональным предметам.
Учителя начальной школы обучаются на семинарах и курсах по стандартам нового поколения. Переход будет поэтапным, по мере готовности условий для их реализации. В первую очередь готовы должны быть учителя. Без готовности учителя переход на новые стандарты не может быть осуществлен. Работа в этом направлении ведется.
– Президент РФ Дмитрий Медведев 21 июля этого года объявил о введении экспериментального обучения основам религиозного образования (православие, ислам, иудаизм, буддизм). Нам хотелось бы получить достоверную информацию от Министерства образования. Расскажите, пожалуйста, об этом эксперименте?
– Дмитрий Медведев отметил, что ученики и их родители смогут выбрать предмет изучения: основы православной культуры, ислама, иудаизма, буддизма. Для изучения многообразия российской религиозной жизни может быть разработан общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий России. Эти предметы будут преподавать только светские педагоги. Наряду с этим ученикам, не имеющим определённых религиозных убеждений, должно быть предоставлено право изучать основы светской этики, включающие правила поведения в обществе и основные общечеловеческие ценности.
Как сообщил министр образования РФ Андрей Фурсенко, новый курс, скорее всего, будет вводиться в последней четверти учебного года четвертых классах и первой четверти в пятых классах. На первой стадии эксперимент будет проводиться в 18 регионах страны и охватит более 12 тысяч школ страны. Переподготовка коснется примерно 40 тысяч учителей. В основном это затронет преподавателей гуманитарных предметов, но не обязательно.
«Наш главный принцип – это, во-первых, светскость образования, и, во-вторых, все материалы должны быть приемлемы для представителей всех конфессий, а также нерелигиозных людей», – подчеркнул министр. Мы должны создать условия, при которых ребята на основе полученных знаний смогли бы сформировать свое мировоззрение, и при этом мы не должны никого оскорблять.
В этом эксперименте республика не участвует. Могу сказать, что общий курс по истории религий мира изучается в общеобразовательных учреждениях в рамках предмета «Обществознание» с 6-го по 11-й класс. Традиционные верования народов Якутии изучаются в рамках предмета «Культура народов РС(Я)».
Министерство образования РС(Я) поддерживает позицию Президента РФ Д.А. Медведева о добровольности изучения данного предмета и светском характере преподавания.
– Как изменится подготовка учителей в связи с переходом школы на новый стандарт?
– Введение стандарта повышает требования и к подготовке педагогических кадров. Учителям необходимо будет пройти повышение квалификации по целому ряду направлений, главное – учителя должны понимать, что их ключевое предназначение состоит в воспитании граждан России.
К сожалению, педагогическое образование, которое должно носить опережающий характер, часто отстает от инновационных процессов в школе. Для того, чтобы строить учебный процесс, ориентируясь на новые результаты, нужно существенно изменить характер педагогической деятельности учителя.
Введение стандартов нового поколения начинается в Год Учителя. Это очень символично, что новые стандарты будут вводиться в условиях поддержки учительства. В настоящее время вышел указ Президента Российской Федерации о проведении Года учителя, утвержден план основных мероприятий, ведется подготовительная работа для того, чтобы год был результативным и содержательным.
– С каким настроением, планами педагоги вступают в новый учебный год и какую поддержку получит педагогическая общественность в Год учителя?
– Значение учителя для общества не подлежит сомнению, профессия является одной из самых важных. Наша задача состоит в том, чтобы поднять, а скорее, вернуть профессии учителя тот престиж, которого она заслуживает.
Ключевым событием 2010 года станет проведение ХII съезда учителей и педагогической общественности, на котором будут проанализированы итоги реализации решений ХI съезда, а также выработаны приоритетные направления развития образования в современных условиях и приняты директивные документы.
В Год учителя расширятся меры социальной поддержки учителей. Во исполнение Указа Президента РС (Я) «О первоочередных мерах по обеспечению педагогическими кадрами школ РС (Я)», постановления Правительства РС (Я) «О реализации первоочередных мер по обеспечению педагогическими кадрами школ Республики Саха (Якутия)» главам муниципальных образований необходимо организовать работу по повышению престижа учителя, в целях социальной защиты включить работников образования в различные жилищные программы. В связи с острой проблемой обеспеченности жильем учителей по поручению Председателя Правительства РС (Я) Е.А.Борисова министерством будет разработано Положение о предоставлении льготного кредита, погашения банковских процентов за счет государственного бюджета на приобретение и строительство жилья работникам образования.
Достойное материальное обеспечение – увеличение заработной платы, несомненно, повысит престижность профессии учителя. Для формирования позитивного образа учителя мы должны как можно больше писать в газетных статьях, говорить в передачах, показывать фильмы о благородном труде учителя. Общество должно понять важность, значимость, нужность этой профессии, и тогда в школу пойдут работать талантливые, увлечённые люди.
В преддверии нового учебного года желаю всем работникам образования, нашим родителям и учащимся творческого сотрудничества и участия в воплощении наших планов в жизнь.


Марина АКИЕВА
Республиканская общественно-политическая газета "ЯКУТИЯ"
21 августа 2009 г. №152(31666) пятница
Категория: В республике | Просмотров: 1029 | Добавил: namschool2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
 
 
Разделы новостей
В школе №2 [84]
Школьная жизнь - События
В улусе [11]
План развития в Намском улусе
В республике [13]
Наша родина - Республика Саха (Якутия)
В России [58]
РОССИЯ - великая страна!
В мире [1]
Мир без границ

Вход

Календарь
«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Болталка

Опрос
Каким оператором сотовой связи пользуетесь?
Всего ответов: 20

Поиск

Друзья

Счетчики
 

Copyright NAMschool2 © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz