Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений
Суть нормативного подушевого финансирования - принцип "деньги следуют за учеником". Этот принцип означает переход от финансирования затрат образовательных учреждений к финансированию результатов их деятельности, стандартной образовательной услуги, гарантированной Конституцией Российской Федерации, для каждого учащегося.
В соответствии с Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 184-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) посредством выделения субвенций из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Основа реализации нормативного подхода в финансировании общеобразовательных учреждений - региональные законы о минимальных социальных стандартах, а также утвержденные законами субъектов Российской Федерации или постановлениями региональных органов исполнительной власти методики расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных общеобразовательных программ.
Нормативное бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений осуществляется в три этапа:
- формирование субвенций на нормативной основе;
- выделение этих средств муниципалитетам;
- доведение средств по подушевому нормативу до образовательного учреждения.
Передовая региональная практика свидетельствует о значительном позитивном влиянии механизма нормативного подушевого финансирования на решение ряда важнейших задач обеспечения качественного образования:
- появление конкурентной среды на рынке образовательных услуг, стимулирующей рост их качества и разнообразия;
- развитие региональной и муниципальной сети образовательных учреждений, включая совершенствование организации предоставления образования через формирование центров образования, ресурсных центров, сетевых моделей;
- повышение прозрачности бюджетного процесса и финансовой деятельности образовательных учреждений;
- выравнивание бюджетной обеспеченности территорий;
- повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых в образование,
- оптимизация, концентрация образовательных ресурсов, укрепление и модернизация материально-технической базы и организационной структуры качественного образования. |