ГлавнаяРегистрацияВход МОУ "Намская СОШ №2" Пятница, 29.03.2024, 00:04:57
  Приветствую Вас Гость | RSS

 
 Главная » 2008 » Сентябрь » 26 » Евгения МИХАЙЛОВА: «Это было единственно правильным решением»
Евгения МИХАЙЛОВА: «Это было единственно правильным решением»
23:19:39
Сегодня исполняется восемнадцать лет со дня принятия Декларации о государственном суверенитете республики. Накануне этого события на вопросы республиканских газет ответила вице-президент Республики Саха (Якутия) Евгения МИХАЙЛОВА.
 

– Евгения Исаевна, в чем, на ваш взгляд, основная идея принятой в 1990 году Декларации о государственном суверенитете Якутии?
– В акте самоопределения, который лег в основу последующих решений республики. Вся политика, социально-экономические вопросы, отношения с федеральным центром, внешние связи строились и строятся, исходя из тех положений, которые были заложены 18 лет в Декларации, а затем воплотились в Конституции республики, Договоре о разграничении полномочий и законодательных актах республики. Как известно, Якутия провозгласила суверенитет вслед за принятием Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Принятие Декларации о государственном суверенитете республики придало реальные законодательные, исполнительные и даже судебные полномочия органам государственной власти республики. В условиях, когда федеральная власть того периода оказалась бессильной эффективно управлять ситуацией внутри страны, органы государственной власти республики взяли управление процессом в свои руки. Правовой основой для принятия этого единственного правильного решения и стала Декларация о государственном суверенитете республики.
– Каковы практические результаты суверенитета?
– Главный практический (не политический) результат в своевременности ее принятия. Опираясь на Конституцию республики, которая была принята на основе Декларации о государственном суверенитете республики и юридически закрепила ее положения, в республике была создана соответствующая правовая база, которая в свою очередь позволила сформировать бюджет, свою налогооблагаемую базу и на этой основе остановить некоторый начавшийся хаос в экономике, достигнуть стабильности в социально-экономической ситуации республики. Был заложен фундамент экономической самостоятельности, приняты решения по сохранению и развитию промышленности, строительного сектора, интеллектуального потенциала республики. Сегодня масштабные проекты, которые оказались под силу экономике республики, были бы невозможны без той надежной базы, которую республика сохранила в 90-е годы и развивала в последующем.
Если же оценивать не политическими, а человеческими мерками, то суверенитет – это, прежде всего, новые возможности для развития, в частности, в сферах образования, здравоохранения и культуры. Появились новые образовательные программы, открылись новые типы школ, профессиональные учебные заведения. Программа строительства принималась не сверху, не в Москве, а здесь, в республике. Экономическая самостоятельность республики позволила создать Целевой фонд будущих поколений, на средства которого были построены социальные объекты – школы, корпус факультетов естественных наук ЯГУ, хореографическое училище, аэровокзал, Саха театр и другие.
Республика приобрела возможность создавать предприятия по освоению природных ресурсов, например, компанию «АЛРОСА», ОАО «Якутуголь», «Сахателеком» и другие. Появилась своя собственность в промышленности, транспорте, геологии, культуре, образовании, здравоохранении, например. Если бы в то время не был построен Национальный центр медицины, обеспечивающий сегодня качественными медицинскими услугами всех жителей республики, а теперь еще и Дальнего Востока, то скорей всего он бы начал строиться в лучшем случае сейчас в рамках национального приоритетного проекта. Верховенство в принятии решений внутренней политики позволило строить дороги, стала реальностью программа газификации населенных пунктов. Газ, несмотря на огромные расстояния, стал доступным селянам, что, понятное дело, улучшает жизнь населения, способствует развитию агропромышленного комплекса. А Высшая школа музыки, давшая новый толчок развитию классического музыкального образования? Этот перечень можно долго продолжить. Это и жилье, которое начало интенсивно возводиться в последнее время, за шесть лет построено 1,5 млн кв. метров, благодаря чему уровень обеспеченности жильем достиг федеральных параметров. Появились новые перспективы для молодых специалистов, семей, новые рабочие места. Я могу долго перечислять. Но скажу еще одно: мы должны быть благодарны тем людям, которые стояли у истоков принятия Декларации, благодарны их мудрости и решимости и всегда должны помнить об этом.
– Как мы сегодня понимаем суверенитет республики при усилении вертикали власти? И насколько актуально это понятие сейчас, особенно в свете признания независимости (суверенитета) Южной Осетии и Абхазии?
– Традиционное понимание суверенитета как чего-то неделимого уже давно устарело. Как помним из истории, понятие суверенитета было предложено и обосновано еще в XVI веке Ж.Боденом. Если тогда понятие суверенитета использовалось для воспрепятствования влиянию феодальной раздробленности на формирующиеся централизованные национальные государства, то теперь суверенитет направлен не только на защиту государственной целостности. Суверенитет призван обеспечивать право государства на основе именно демократических принципов самостоятельно определять собственную политику. Как известно, на сегодняшний день выработаны лишь две формы организации многонациональных государств – унитарная и федеративная. При унитаризме все решения как во внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогативой одной единой, центральной власти. Федерализм предполагает ту или иную степень самостоятельности национальных образований, субъектов, входящих в состав единого государства. Мировой опыт показывает, что прочными и стабильными бывают те федерации, в которых центральная власть оставляет за собой небольшой круг стратегических функций. Передача полномочий субъектам Федерации не ослабляет, а напротив, укрепляет государство. Взятые на себя полномочия – это не привилегии, не льготы, а, прежде всего, ответственность. Главным вопросом любой Федерации, как известно, являются разграничение компетенции между Центром и субъектом Федерации, определение полномочий федеральных и местных органов.
Практикуется и такой способ распределения компетенции, как взаимное делегирование полномочий. Согласно ст. 73 Конституции Российской Федерации Республика Саха (Якутия) как государство в составе федеративного государства осуществляет всю полноту государственной власти вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации. Так и есть на самом деле. Права, полномочия есть, они определены и утверждены. А усиление вертикали власти я, прежде всего, характеризую как укрепление власти на всех уровнях, восстановление управляемости в системе власти на всех уровнях. Власть должна быть сильной, эффективной, имеющей рычаги для координирования и согласования интересов субъектов, прежде всего, в сфере экономики. Конечно, жизнь не всегда подчиняется строгим рамкам Конституции и законодательства. Да и на все будущие поколения невозможно четко разграничить, раз и навсегда, сферы деятельности и компетенции федеральных и местных органов власти. Жизнь не статична, а динамична. Времена меняются. Характер отношений тоже. Федерализм же не существует сам по себе отдельно, независимо от людей. Есть вопросы, которые не могут быть решены без федеральных органов власти. Обеспечение обороноспособности страны, защита прав и свобод граждан, к примеру.
События в Южной Осетии показали – Россия никому не позволит посягать на жизнь и достоинство своих граждан, Россия – государство, с которым надо считаться. И когда кто-то говорит, что нарушен суверенитет Грузии, что конфликт между Южной Осетией и Грузией – внутреннее дело Грузии, я вспоминаю слова генерального секретаря ООН Кофи Аннана, который говорил: «Суверенитет государства нельзя использовать в качестве щита, прикрывающего грубые нарушения прав человека». А в Южной Осетии, как помните, 8 августа была развязана настоящая война со своими и российскими гражданами! Война, которая унесла жизни людей, детей, женщин, стариков в том числе. Погибли миротворцы, солдаты России. Вы знаете о том, что многие жители Южной Осетии, Абхазии стали гражданами Российской Федерации. Поэтому дело чести Президента России как гаранта Конституции принять меры по защите своих граждан. И потом есть простая истина – когда государство нарушает права своих граждан, это государство превращается в угрозу не только для своего народа, но и для своих соседей, более того, для всего мира.
– Сегодня наступил новый этап в развитии республики. Как, на ваш взгляд, должны строиться взаимоотношения нашей республики с крупными частными компаниями и госкорпорациями?
– Эти вопросы были обсуждены на прошедшем недавно Якутском экономическом форуме «Мегапроекты России». Присутствовали руководители федеральных органов государственной власти и лидеры крупных российских компаний, заинтересованные не только в реализации мегапроектов, но и в преодолении системных ограничений, возникающих на пути нового большого дела. Здесь есть проблемы, ведь в России пока еще нет достаточного опыта реализации подобных мегапроектов на основе государственно-частного партнерства. И президент республики В.А.Штыров выступил с докладом, в котором ставил и эти проблемы. Сегодня востребовано тесное взаимодействие руководителей федеральных и региональных органов государственной власти, российских и зарубежных инвесторов по государственно-частному партнерству. В республике есть собственная правовая база, позволяющая строить партнерские отношения. Ни одна компания, работающая в Якутии, не сможет игнорировать социальные и экологические вопросы. В пример приведу ОАО «Сургутнефтегаз», которое активно участвует в социальных проектах. Это строительство и оснащение нового учебного корпуса ЯГСХА, школы на 700 мест и детского сада в п. Витим, пешеходного моста через озеро Талое в г. Якутске и другое.
– Евгения Исаевна, а что население Якутии получит от реализации Схемы комплексного развития?
– Об этом много говорят и пишут. Если коротко, то Схема – это перспективный план развития региона, который находится в изолированности и удаленности в силу разных факторов и, несмотря на богатство природными ресурсами, не имеет конкурентоспособного производства, кроме алмазников, и уровень жизни населения не высок. На сегодня один из богатейших регионов России является дотационным. Экономический вклад не соответствует возможностям республики. Вы помните, об этом говорил президент республики на заседании Правительства Российской Федерации 8 февраля 2007 года. Главная цель Схемы – создание экономических условий для устойчивого развития республики и всего Дальнего Востока. Особенностью является формирование крупных промышленных узлов по кластерному типу, Якутского транспортного узла, включающего завершение строительства железной дороги до Якутска с возведением автомобильно-железнодорожного моста через реку Лену, выход к морским портам на Охотском море. В общем, Схема провозглашает абсолютно новую эпоху развития как в производственной, так и непроизводственной сферах. Привычные рабочие места исчезают, старая система экономики уступает новой, инновационной. Потребуется новое качество человеческого потенциала, потребуются знающие, умеющие, мыслящие люди. Но если кто-то, прикрываясь известными мотивами старых песен, будет удерживать молодежь, обучая ее с горем пополам физике, химии, математике, иностранным и русскому языкам, информатике без специалистов, окажет «медвежью услугу» им. Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными, но соглашаемся с тем, что ребенка обучает не специалист. Хотим, чтобы якутяне получали хорошую заработную плату, и соглашаемся с тем, что профессиональные учебные заведения продолжают готовить неквалифицированных работников. Главная задача на сегодня – формирование совершенно нового мировоззрения. Осознаем мы или нет, рады или нет, но в мире происходят самые неожиданные, разнообразные, сложные изменения за всю историю цивилизации. Может, грубовато прозвучит, но скажу, что у некоторых много и привычно громкоговорящих людей разум похож на комнату, заполненную ветхой мебелью. Ее надо передвинуть или вовсе вынести. Для них как-то мимо прошли три серьезнейших революции: в молекулярной биологии, квантовой физике и в области мгновенных средств коммуникаций. Это сегодня кардинально меняет не только всю промышленность и порядок управления, но и мир, и саму природу образования и обучения, которые готовят будущее. Для достойной жизни наших детей и внуков мы должны их обучать и воспитывать в 1000 раз лучше, всегда помнить, что для тех, кто обладает знаниями, мир полон возможностей! Поэтому Вячеслав Анатольевич принял решение и обратился в Правительство Российской Федерации о создании нового федерального университета на базе Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова с присоединением отдельных учебных и научных учреждений. Он должен стать крупным научно-образовательным центром подготовки профессиональных кадров, реально влияющим на все социально-экономические процессы в северо-восточной части России. Во всех новых видах производств, комплексах, в транспорте должны работать жители республики, высококвалифицированные и профессионально мобильные, знающие родной язык и унаследовавшие от своих родителей культуру, семейные ценности и любовь к своей Родине! Дело за малым, но очень сокровенным. Научиться жить по-новому! Успехов!

 
 
 
Категория: В республике | Просмотров: 767 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
 
 
Разделы новостей
В школе №2 [84]
Школьная жизнь - События
В улусе [11]
План развития в Намском улусе
В республике [13]
Наша родина - Республика Саха (Якутия)
В России [58]
РОССИЯ - великая страна!
В мире [1]
Мир без границ

Вход

Календарь
«  Сентябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Болталка

Опрос
Оцените школьный сайт
Всего ответов: 42

Поиск

Друзья

Счетчики
 

Copyright NAMschool2 © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz